• index

Актуальные вопросы организации работы избирательных комиссии по контролю за соблюдением требований законодательства об информационного обеспечения выборов (по практике избирательных кампаний 14 сентября 2014 года)

 

В ЦИК России в период подготовки и проведения выборов, день голосования на которых приходился на 14 сентября 2014 года, поступило в общей сложности 191 обращение о нарушениях установленного порядка информационного обеспечения выборов (из общего количества 1724, поступивших в ЦИК России по состоянию на 16 сентября 2014 года), что составляет 11 % от общего числа обращений. Это позволяет сделать вывод о тенденции к уменьшению проблем в сфере информационного обеспечения выборов.

Справка:Из подтвержденных и частично подтвержденных фактов,указанных в жалобах, большая часть касалась распространения агитационных материалов с нарушением законодательства о выборах (в т.ч. распространение подложных агитационных материалов и размещение агитации на строениях с нарушением закона) - шесть случаев. Еще четыре случая касались публикаций в СМИ (публикация прогнозов результатов выборов, неопубликование агитационных материалов, публикация недостоверных сведений о кандидате (дважды). Два случая были связаны с неправомерным запретом избирательных комиссий на распространение агитационных материалов. Также имел место факт невключения группы газет в перечень средств массовой информации, имеющих право публиковать за плату предвыборные агитационные материалы. (еженедельные газеты группы «Листок», Республика Алтай). Кроме этого, отмечены по одному случаю непредоставления кандидату помещения для проведения агитационного мероприятия и порчи агитационных материалов кандидата.

Практически отсутствуют замечания по наполнению разделов (подразделов) сайтов ИКСРФ «Информационноеобеспечение выборов»:         в них  находятся всерекомендованные материалы.

Заработал сервис электронных уведомлений СМИ и полиграфических организаций. С использованием этого сервиса в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации было отправлено в общей сложности 611 уведомлений.

Справка: избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, в которых проходили общие региональные выборы, было предложено использовать специальное программное обеспечение, позволяющее руководителям средств массовой информации, полиграфических организаций, индивидуальным предпринимателям при проведении региональных выборов централизованно предоставлять в избирательные комиссии уведомления, предусмотренные пунктом 6 статьи 50, пунктом 11 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в электронном формате через специальный сервис, интегрированный в сайт избирательной комиссии. Этот сервис позволяет пользователю после первичной регистрации, используя созданные им шаблоны, в последующем формировать и направлять аналогичные уведомления в адреса иных избирательных комиссий, организующих выборы федерального или регионального уровня, а работникам аппаратов избирательных комиссий облегчает ввод сведений в задачу «Агитация» ГАС «Выборы».

 

 

N:\CIK\ACIK\PU\OPOSI\ВЫБОРЫ_14_09_2014\Анализ_ПЧ_85\Свод\Выступление на совещании Сочи 2014.doc

Почти в половине ИКСРФ воспринята рекомендация относительно внедрения в платежные поручения формата назначения платежа, позволяющего «привязать» конкретный платеж к конкретному агитационному материалу, что позволяет оперативно проверить требование закона об оплате расходов на агитацию из избирательного фонда. Из ИКС РФ рекомендации о внедрении рекомендованного формата в задачи ГАС «выборы» и банковское ПО.

Вместе с тем, в ходе кампании выявилось несколько проблем, которые целесообразно решить заранее, в преддверии выборов 2016 года, апробировав выработанные решения в предстоящих избирательных кампаниях 2015 года.

1. Работа избирательных комиссий в задаче «Агитация»

Задача «Агитация» была внедрена после выборов 2011-1012 гг.

Начиная с 2013 года специалисты ИКСРФ, ТИК, ИКМО учатся учитывать и обрабатывать агитационные материалы, поступающие в соответствующие комиссии, работать с агитационными материалами, введенными в базу нижестоящими комиссиями.

Справка: Анализ практики применения данной задачи избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и нижестоящими избирательными комиссиями в ходе подготовки к основным региональным выборам показал, что большинство избирательных комиссий используют задачу «Агитация» в своей работе. Высоко можно оценить, например, работу избирательных комиссий Кабардино-Балкарской Республики, Республики Коми, Алтайского, Приморского, Ставропольского краев. Астраханской, Вологодской, Кировской, Курской, Новосибирской, Псковской и Тюменской областей.

К сожалению, в прошедших избирательных кампаниях не очень успешными оказались результаты применения задачи «Агитация» в Республике Алтай (менее половины АМ на выборах ВДЛ, ни одного АМ кандидатов-одномандатников на выборах в ЗАКС), Волгоградской области (не совпали государственные средства массовой информации на двух кампаниях, в задачу внесены сведения о 2 из 14 АМ на выборах ВДЛ), городе Москве (менее половины АМ кандидатов-одномандатников).

Нарушен Регламент работы с задачей «Агитация»1 в избирательных комиссиях Республики Тыва, Тульской области и Ненецкого автономного округа.

Причинами проблем в работе с задачей, на наш взгляд, являются:

непонимание специфики интерфейса, предложенного в задаче «Агитация»,

непонимание отдельных положений нормативных документов, подробно регулирующих процесс работы с задачей.

Чаще всего эти проблемы можно устранить путем более внимательного ознакомления с положениями этих нормативных документов.

1 Регламент использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» для контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 февраля 2013 года .№ 161/1192-6.

Полагаю, что ЦИК России должна подключиться к решению этих проблем путем адресного обучения работе сзадачей специалистов «отстающих» ИКСРФ в очно­дистанционной форме.

Отмечу, что объективной проблемой является остаточное федеральное финансирование оснащения ТИК сканерами для получения электронных образов агитационных материалов, однако надеюсь на решение этого вопроса в будущем году.

Еще раз подчеркну: к выборам 2016 года специалисты во всех ИКС РФ должны уметь работать в задаче «Агитация».

2. Качество наполнения раздела «Информационное обеспечение» сайтов ИКСРФ

Остается проблема не единообразного размещения сведений. Например, на сайтах избирательных комиссий Республики Башкортостан, Республики Тыва и Тульской области сведения, относящиеся к информационному обеспечению текущих избирательных кампаний размещались в разделе «Информационное обеспечение», находящемся вне баннера «Единый день голосования».Полностьюотсутствовал раздел «Информационное обеспечение» на сайтах избирательных комиссий Волгоградской и Курганской областях.

3. Организация работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по приему агитационных материалов

По результатам федеральных избирательных кампаний 2011-2012 гг. ЦИК России рекомендовала осуществлять предварительную проверку принимаемых образцов агитационных материалов на предмет выполнения формальных требований закона.

По информации, представленной избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации к этой рекомендации не прислушались 14 (из 39) ИКС РФ (Справка: в Республике Алтай, Республике Саха (Якутия), Республике Тыва, Алтайском, Приморском, Ставропольском, Хабаровском краях, Астраханской, Воронежской, Нижегородской, Псковской, Самарской, Тюменской областях и Ненецком автономном округе).

В Мурманской области работа по предварительной проверке агитационных материалов фактически начала осуществляться лишь после удовлетворения ЦИК России в сентябре ряда жалоб на постановления избирательной комиссии, которыми признавалось противоправной агитационной деятельностью распространение ряда агитационных материалов.

Как пример корректной работы с кандидатами при приеме агитационных материалов приведу опыт ИК Орловской области:

1.С информационным бюллетенем одного из кандидатов на должность Губернатора Орловской области в Избирательную комиссию Орловской области не был представлен документ, подтверждающий согласие дочери кандидата наиспользование еёизображения (индивидуального) и высказываний в агитационном материале кандидата.

После проведенной с кандидатом работы информационный бюллетень был представлен в Комиссию повторно с полным пакетом необходимых документов и сведений.

2.В аудиовизуальном предвыборном агитационном материале кандидата был использован гимн политической партии. Первоначально в Избирательную комиссию не было представлено разрешение автора на использование слов и музыки гимна.Соответствующие разъяснения были даны представителю кандидата. Аудиовизуальный предвыборный материал был представлен повторно с разрешениемправообладателя на использование гимна политической партии.

 

4. Применение КОАП РФ

Верховным Судом Российской Федерации 1 марта 2004 г. в решении по делу №ГКПИ 04-143 была выражена правовая позиция, согласно которой разрешение заявлений, содержащих данные о наличии события административного правонарушения, подлежат передаче в определенном избирательной комиссией порядке одному из уполномоченных лиц для рассмотрения этого заявления и решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении или вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Эта позиция не утратила своей актуальности и требует последовательного соблюдения в деятельности всех избирательных комиссий.

Однако в работе ряда комиссий наметился отход от данной правовой позиции.

Так, есть избирательные комиссии субъектов РФ, где ни один член комиссии с правом решающего голоса не наделен полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (примеры отсутствия - Республика Саха (Якутия), Ненецкий автономный округ).

Отмечены случаи непринятия мер реагирования в соответствии с КоАП Российской Федерации в случаях, когда заявители обращаются в комиссии с требованиями о привлечении виновных лиц к административной ответственности (Тульская область).

При этом есть примеры успешного применения КоАП РФ, в том числе такой сложной статьи, как статья 5.5 «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов».

Например, в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Республики Саха (Якутия) были опубликованы статьи, признанные Постановлением ЦИК Республики Саха (Якутия) незаконными агитационными материалами.Протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом Роскомнадзора. Суд согласился с оценкой, данной материалам, назначив соответствующеенаказание2. Аналогичное практика отмечена в Республике Калмыкия.

2 Постановление Мирового судьи но судебному участку Л» 46 г Якутска Республики Саха (Якутии) от 2К августа 2014 года

Вместе с тем, выявлены случаи формального рассмотрения правоохранительными органами обращений избирательных комиссий о принятии мер реагирования по пресечению противоправной деятельности. Зачастую при наличии всех прйзнаков совершения административного правонарушения должностными лицами органов внутренних дел выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и дальнейшее рассмотрение прекращается.

По поручению Председателя ЦИК России начата работа по подготовке необходимых методических материалов для органов внутренних дел.

5.Предвыборная агитация в сети Интернет

На сегодняшний день специальное регулирование порядка проведения агитации в сети Интернет присутствует только в Федеральном законе от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Однако Интернет полностью подпадает под определение информационной системы - "организационно упорядоченной совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы", закрепленной в абзаце шестом ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 N 24- ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.2003).

С учетом последовательно вносимых в указанный Федеральный закон изменений, следует отметить, что в ходе избирательных кампаний напрямую возможно применять положения этого закона для пресечения незаконной агитации в сети Интернет. Подробные рекомендации были даны юристам ИКСРФ весной этого года на учебе в ЦИК России. О практическом применении расскажет в своем сообщении Председатель ИК Красноярского края Константин Анатольевич Бочаров.

6.О возможных изменениях законодательства

В части совершенствования законодательства очевидна необходимость унификации его требований к информационному обеспечению выборов в федеральных законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе в преддверии подготовки к федеральным выборам.