• index


1.    Кто обязан ознакомить избирателей со списком избирателей?

Ознакомление со списком избирателей производит участковая избирательная комиссия в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Участковая комиссия уточняет список избирателей, производит ознакомления избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточности в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений.

2.    Кто и в какие сроки утверждает схему избирательных округов по выборам депутатов представительного органа муниципального образования?

Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. (Пункт 2 ст. 18 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

3.    В какой срок в средствах массовой информации должно быть официально опубликовано решение о назначении выборов?

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. (Пункт 7 статьи 10 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

4.    Включаются ли в список избирателей иностранные граждане на выборах в органы местного самоуправления?

Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах органы местного самоуправления и местном референдуме, то в списки избирателей участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3, 10 статьи 4 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы.

5.    Есть ли ответственность за отказ от участия в выборах?

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не праве оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

6.    На основания чего ведется регистрации избирателей на территории муниципального образования?

В соответствии с пункт 2 статьи 16 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства ( в отношении вынужденных переселенцев – факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основе сведений, предоставляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

7.    Какова численность членов избирательной комиссии Республики Дагестан с правом решающего голоса?

В соответствии со статьей 23 пунктом 4 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» число членов избирательной комиссии Ставропольского края составляет 14 человек.

8.    Должен ли избирательный бюллетень заверяться подписями членов участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии?

В соответствии с пунктом 16 статьи 63 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссией.

9.    Должен ли избиратель вносить собственноручно данные в подписной лист?

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данные об избирателе, участнике референдума ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вносить в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

10.  Может ли вышестоящая комиссия принять решение по жалобе на действия и бездействие нижестоящей комиссии?

В соответствии с подп. «а», «б», «в» пункта 6 статьи 75 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

    11.  Если кандидат в депутаты не указал в заявление о выдвижении, о не снятой судимости или непогашенной судимости это может служить основанием для отказа в регистрации?

    В соответствии с подпунктом е) пункта 24 статьи 3 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о неснятой и погашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства, которые должны быть предоставлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    12.  Кто осуществляет регистрацию средств массовой информации?

    Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия осуществляет следующие полномочия:
    - регистрирует средства массовой информации.
    (П.5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства №301)

    13.  Когда начинается предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях?

    Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. П.2 ст.49 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

    14.  Кем может быть принято решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе, об удалении наблюдателя из помещения для голосования за нарушение законодательства о выборах в день голосования?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 64 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме.

    15.  Какие реквизиты должен указывать предприниматель при внесении по­жертвования в избирательный фонд кандидата?

    В соответствии с п.2.3. Методических рекомендаций по организации дея­тельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объе­динений, достоверностью представленных сведений о до­ходах и об имуществе, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 24 сентября 2002 года № 158/1396-3 предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает реквизиты, обяза­тельные для граждан-жертвователей: фамилию, имя, отчество, дату рождения и места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, ин­формацию о гражданстве.

    16.  Должны ли органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в организации публичных мероприятий?

    В соответствии с п.1 ст. 53 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

    17.  Какая юридическая ответственность предусмотрена законом за неисполнение решений избирательных комиссий?

    В соответствии с ч.1 ст.5 З. КоАП РФ неисполнение решений избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах её компетентности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

    18.  Что такое «компенсация», кому она выплачивается и из каких средств?

    Компенсация - это определенная сумма денежных средств, которая выплачивается членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления соответствующей комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов различного уровня. Она выплачивается за период освобождения от основной работы из средств, предусмотренных на подготовку и проведение соответствующих выборов.

    19.  Может ли суд отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов, в случае если избранный кандидат использовал денежные средства помимо избирательного фонда?

    В соответствии с подп. «а» п.2 ст. 77 ФЗ –67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов является следующие, установленные судом обстоятельства:
    а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.

    20.  Оплачивается ли работа членов избирательных комиссий и граждан, привлекаемых к работе в этих комиссиях, из каких средств и в течении какого периода?

    Да, оплачивается из средств, предусмотренных на подготовку и проведение выборов в соответствующих бюджетах (местном, областном, федеральном) с момента формирования комиссии соответствующего уровня до сдачи ею финансового отчета о расходовании денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Для членов территориальных комиссий, сформированных на постоянной основе на 4 года, оплата за работу их в комиссии начинается с момента официального объявления соответствующих выборов.

    21.  Имеет ли право, представитель ТИК с правом совещательного голоса, назначенный в состав ТИК от одной из партий, после проведения проверки подписных листов и после регистрации списка кандидатов от другой партии, ознакомится с подписными листами и на основании этого «знакомства», представить в суд заявление об отмене регистрации, в связи с обнаруженными им недостоверными подписями? И законна ли эта проверка, то есть знакомство?

     На основании подпункта «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
    Ознакомление члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса с подписными листами после их проверки не является повторной проверкой подписных листов.

    22.  Возможно ли назначение гражданина председателем территориальной избирательной комиссии, если его сын женат на дочери кандидата в депутаты на данных выборах в орган местного самоуправления?

    В соответствии с положениями подпункта «к» пункта 1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» членами избирательных комиссий с правом решающего голоса на соответствующих выборах не могут быть супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов. Перечень лиц, подпадающих под понятие близкие родственники, определен в статье 14 Семейного кодекса РФ. Указанный в Вашем обращении гражданин не подпадает под запреты и ограничения, установленные выше приведенными законодательными нормами.

    23.  Если на кандидата оказывают давление, от партии ЕР и с места работы. Как и куда, лучше подать заявление (жалобу)?

    С заявлением о защите своих прав Вы можете обратиться в органы прокуратуры или в суд.

    24.  Сколько раз можно избираться на главу сельской администрации одному и тому же лицу? На какой срок избирается глава сельсовета?

    В соответствии с положениями пункта 3 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

    25.  Может ли муниципальный служащий работать в территориальной избирательной комиссии, в течение рабочего времени заниматься обязанностями члена комиссии, если да, то какой правой акт регулирует эту деятельность?

    Да может. Статус членов избирательных комиссий регламентируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    26.  Какие требования необходимо соблюсти средствам массовой информации для участия в избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления?

    В соответствии с частью 7 статьи 56 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» — при проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию муниципального образования.

    27.  Какие документы могут заменить паспорт гражданина Российской Федерации на выборах?

    В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 №67-ФЗ — документ, заменяющий паспорт гражданина, — документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
    военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
    временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
    документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
    справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    Для иностранных граждан, указанных в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, — документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
    За пределами территории Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации.

    28.  Могут ли быть расклеены агитационные материалы вблизи здания, в котором находится избирательная комиссия, в день голосования?

    В зданиях и помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них вывешивание агитационных печатных материалов запрещается.

    Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещения для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

    (Статья 54, п.10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

    29.  Можно ли проголосовать за моего больного мужа?

    Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц запрещено, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. В этом случае он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем политической партии, избирательного объединения, выдвинувших зарегистрированного кандидата, наблюдателем.

    В этом случае избиратель устно извещает членов избирательной комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого избирателя.

    Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в графе списка избирателей «Подпись избирателя за полученный избирательный бюллетень», указывая свою фамилию, имя, отчество серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

    (Статья 64, п.10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

    30.  Можно ли избирателю, являющегося инвалидом, проголосовать в день голосования на дому?

    Да, можно. Такому избирателю необходимо обратиться с письменным заявлением (устным обращением, в том числе переданным при содействии других лиц) в участковую избирательную комиссию (но не позднее, чем за 4 часа до окончания времени голосования) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения (на дому) в день голосования.