• index


ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.     Какие бывают выборы?

– В зависимости от причин назначения выборы классифицируются на:

• основные (общие) − для переизбрания всего руководящего состава органа государственной власти, органа местного самоуправления в установленные сроки;

• досрочные – при досрочном прекращении полномочий органов гос.власти, органов местного самоуправления, депутатов указанных органов;

• ротационные (частичные) – периодически избирается часть представителей органа государственной власти, органа местного самоуправления;

• дополнительные − в случае досрочного выбытия депутата, возникновения добавочной вакансии;

• повторные − если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица;

• предварительные (праймериз) − выполняются внутри партии, чтобы определить мнение электората и выдвинуть наиболее удачную кандидатуру;

• совмещенные − одновременно проводятся выборы нескольких органов, представителей.

По уровню различают выборы в федеральные, региональные органы государственной власти, в органы местного самоуправления.

2.     Что такое выборы по партийным спискам?

– Депутаты избираются по системе партийных списков, депутатские мандаты распределяются пропорционально отданным голосам. Партия выдвигает кандидатов в списке кандидатов.

3. Чем отличаются выборы от референдума?

В ходе выборов определяется избранный представитель, депутат, должностное лицо. Голоса подсчитывает избирательная комиссия. Цель референдума − принятие решений, важных для государства и народа. Здесь подсчет голосов ложится на комиссию референдума. Референдум подразумевает только два варианта ответа. Процедура осуществления одинакова, различаются бюллетени. На выборах это список кандидатов, партий, он может быть сколь угодно большим. На референдуме предлагается всего два варианта ответов на голосовании: «да» или «нет». Выборы проводятся обязательно, для них установлен порядок и даты. Референдум назначается по мере возникновения инициативы его проведения.

4. Что такое активное избирательное право? 

Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета) и так далее в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Что такое пассивное избирательное право? 

Право граждан быть избранными в органы власти. Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права. Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом. Кроме того, статьей 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) установлены сроки действия ограничений пассивного избирательного права для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение уголовных преступлений и подвергнутых административному наказанию за совершение ряда административных правонарушений.

 6. Какие требования предъявляются к кандидатам в Президенты нашей страны и в депутаты Государственной Думы?

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Депутатом Государственной Думы – гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

7. Кто не может участвовать в выборах? 

– Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерациипризнанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Не могут быть избраны осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.

8. Каким образом граждане включаются в списки избирателей? 

Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его проживания на территории данного избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

9. Какие сведения об избирателе включаются в список избирателей?

В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. Данные сведения располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам).

10. Кто и когда составляет списки избирателей? 

– Составляет территориальная избирательная комиссия отдельно по каждому избирательному участку. Списки составляются на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, и представляются в территориальные избирательные комиссии. Подготовленный список избирателей передается в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления.

11. На основания чего ведется регистрации избирателей на территории муниципального образования?

– В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

12. Кто обязан ознакомить избирателей со списком избирателей?

Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей. Ознакомление проводится только в помещении УИК. При ознакомлении со списком избирателей не допускается передача избирателю на руки всего списка избирателей либо отдельных его частей. При ознакомлении избирателя со сведениями о нем в списке избирателей должна обеспечиваться конфиденциальность информации, относящейся к другим избирателям.

Участковая комиссия рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений.

13. Когда можно ознакомиться со списками избирателей?

Списки избирателей представляются участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 10 дней до дня голосования.

14. Можно ли вносить изменения в составленный список избирателей? 

Да. Участковая избирательная комиссия после получения или составления списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан, соответствующих документов органов местного самоуправления, органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния и регистрационного учета граждан и др. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

15. Включаются ли в список избирателей иностранные граждане на выборах в органы местного самоуправления?

– Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах органы местного самоуправления, то в списки избирателей участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум.

16. Что делать, если Вас нет в списке избирателей или если указанные о Вас сведения неточные?

– Гражданин вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются решением участковой избирательной комиссии в список избирателей. Такое решение принимается на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.

17. Где узнать адрес своего избирательного участка или своей участковой избирательной комиссии?

Узнать адрес своего избирательного участка или своей участковой избирательной комиссии можно на сайте Центризбиркома, который предоставляет возможность перехода на сайты региональных избирательных комиссий. Региональный сайт, в свою очередь, предоставляет информацию по территориальным избирательным комиссиям (ТИК) и нижестоящим участковым избирательным комиссиям (УИК).

18. Есть ли ответственность за отказ от участия в выборах?

– В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

19. Какие документы нужны для того, чтобы получить избирательный бюллетень и проголосовать? 

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень.

20.  Какие документы могут заменить паспорт гражданина Российской Федерации на выборах?

– В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ – документ, заменяющий паспорт гражданина, документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Для иностранных граждан — документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

За пределами территории Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации.

 21. Как голосовать не по месту регистрации, а по месту нахождения?

– «Мобильный избиратель» — это новый механизм реализации активного избирательного права, пришедший на смену открепительным удостоверениям. Любой избиратель, где бы он ни находился, сможет проголосовать на удобном для него избирательном участке вне зависимости от места своей регистрации. Право на выбор избирательного участка предоставляется один раз. Законом предусмотрено несколько вариантов личной подачи заявления: онлайн на портале «Госуслуги» или лично; МФЦ, в любой территориальной или участковой избирательной комиссии. В этом случае избирателя исключат из списка по месту регистрации и включат в другой список – по месту нахождения. В день выборов нужно прийти на выбранный избирательный участок, показать паспорт, получить избирательный бюллетень и проголосовать.

22. Как проголосовать досрочно? 

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, а также список избирателей, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования. При проведении досрочного голосования также вправе присутствовать наблюдатели, назначенные разными политическими партиями.

23. Как проголосовать, находясь за границей?

– Выезжая за пределы России, каждый гражданин, имеющий право голоса, может проголосовать, придя на один из избирательных участков, которые будут открыты за границей. Как правило, избирательные участки открываются при посольствах и консульствах РФ.  

24.  Можно ли проголосовать за больного мужа?

– Нет, нельзя, даже при предъявлении его паспорта. По закону каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Есть, правда, исключение, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить его. Тогда ему можно помочь. Но делать это может только другой избиратель, а не член избирательной комиссии или наблюдатель. О самом факте подобной помощи должна быть сделана соответствующая отметка в списке избирателей. 

Член участковой избирательной комиссии в соответствии с КоАП РФ будет оштрафован, если выдаст гражданину бюллетень, чтобы проголосовать вместо другого избирателя, а также за получение в избирательной комиссии бюллетеня с целью проголосовать самому вместо избирателя.

25.  Можно ли избирателю, являющегося инвалидом, проголосовать в день голосования на дому?

– Да, можно. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. В отличие от досрочного голосования, голосование на дому проводится только в день выборов. На официальном языке голосование «на дому» называется голосованием «вне помещения для голосования». Такое голосование проводится на основании письменного или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц). Заявление, сделанное в любой форме, в обязательном порядке регистрируется участковой избирательной комиссией в специальном реестре. 

Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Об отказе в проведении голосования на дому избирательная комиссия немедленно извещает данного избирателя.

Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней, реестр заявок, а также список избирателей, голосующих на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели от политических партий и кандидатов. Родные и близкие избирателя, голосующего на дому, не вправе принять участие в таком голосовании, если они не подавали соответствующих заявок.

26. Что делать если на выборах было обнаружено нарушение?

– В первую очередь, избирателю следует обратиться к председателю участковой избирательной комиссии (УИК). Обращения, поступившие в день голосования, УИК должна рассматривать немедленно. Они регистрируются в реестре учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства. 

Кроме того, можно обратиться за помощью к одному из наблюдателей, которые присутствуют на каждом избирательном участке. Они примут необходимые меры и составят заявление о нарушении.

В случае обнаружения нарушения правопорядка, например, если кто-то пришел нетрезвым или нецензурно выражается, гражданину следует обращаться к полицейскому, который дежурит на избирательном участке. Представитель правоохранительных органов составит протокол об административном нарушении. В случае бездействия полиции можно сообщить в прокуратуру. 

27. Как оформить жалобу?

– Свою жалобу гражданину необходимо оформить письменно. Избирательные комиссии обязаны рассматривать поступившие к ним заявления, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в установленные сроки. 

Решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и их должностных лиц избиратель также может обжаловать в судебном порядке. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.

28. Может ли вышестоящая комиссия принять решение по жалобе на действия и бездействие нижестоящей комиссии?

– В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

оставить жалобу без удовлетворения;

отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;

отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.